Интернет-Портал «Абитуриент»Интернет-Портал «Абитуриент»
folderВсероссийская математическая олимпиада школьников 2000 года
Всероссийская математическая олимпиада школьников В этом году прошла 26-ая Всероссийская олимпиада школьников по математике. Этот факт и блестящее выступление нашей команды на Мeждународной математической олимпиаде являются, как нам кажется, серьезным основанием для того, чтобы вспомнить историю возникновения Олимпиады, основные этапы ее развития, успехи и неудачи, обрисовать современное состояние со всеми трудностями и усилиями по их преодолению, а также остановиться на основных методологических и методических принципах организации и проведения Олимпиады...

В 2000 году прошла 26-ая Всероссийская олимпиада школьников по математике. Этот факт и блестящее выступление нашей команды на Мeждународной математической олимпиаде являются, как нам кажется, серьезным основанием для того, чтобы вспомнить историю возникновения Олимпиады, основные этапы ее развития, успехи и неудачи, обрисовать современное состояние со всеми трудностями и усилиями по их преодолению, а также остановиться на основных методологических и методических принципах организации и проведения Олимпиады.

Всероссийская олимпиада школьников по математике организационно оформилась в 1974 году, когда по инициативе Министерства просвещения РСФСР, Министерства высшего образования РСФСР, общества "Знание" РСФСР и Центрального комитета ВЛКСМ был создан Центральный оргкомитет Всероссийской физико-математической и химической олимпиады школьников. Первыми руководителями математической части этой олимпиады стали профессор Московского государственного университета член-корреспондент АН СССР (ныне академик) В.И. Арнольд и доцент Московского физико-технического института А.П. Савин.

В 1976 году председателем Центрального оргкомитета Олимпиады стал академик B.C. Владимиров, а первым заместителем председателя - Л.К. Балясная, которая в то время была заместителем министра просвещения РСФСР, а до этого возглавляла отдел по работе со школьниками в ЦК ВЛКСМ. Заместителя председателя Оргкомитета и председателями Методических комиссий по физике, математике и химии были. Назначены, соответственно, профессор МГУ Ю.М. Широков, профессор МФТИ Г.Н. Яковлев и член-корреспондент АН СССР И.П. Белецкая. В состав Центрального оргкомитета, кроме представителей организаций-учредителей и работников органов народного образования, вошли члены редколлегий журналов "Физика в школе", "Математика в школе", "Химия в школе". В составы Методических комиссий наряду с учеными из Академии наук СССР, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского физико-технического института, Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина и других ведущих вузов Москвы вошли известные учителя и преподаватели специализированных физико-математических школ. Центральным оргкомитетом и методическими комиссиями были разработаны структура, задачи и цели олимпиады, которые в основном остаются неизменными и по настоящее время. Территория Российской Федерации была разделена на четыре зоны: Северо-Западную, Центральную, Юго-Западную и Сибири и Дальнего Востока. В отдельные зоны были выделены города Москва и Ленинград, в которых математические олимпиады начали проводиться еще в 30-ые годы. Организаторами Олимпиады было решено: в этих городах Олимпиаду проводить по традиционно сложившейся схеме. Этот особый статус Москвы и Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) сохранился и до сих пор.

Согласно Положению об олимпиаде, Всероссийская олимпиада школьников по математике (а дальше будем говорить только о математической олимпиаде) до 1992 года проводилась в четыре этапа: школьный, районный (городской),. областной (краевой, республиканский) и зональный. До 1992 года заключительного этапа Всероссийской математической олимпиады не было, его заменяла Всесоюзная математическая, олимпиада, на которой Российскую Федерацию представляли шесть команд - это команды городов Москвы и Ленинграда и четырех указанных выше зон. В 1992 году, в связи с распадом Советского Союза; Всесоюзная олимпиада проводилась под названием Межреспубликанской. В то время еще была какая-то надежда на то, что будет в какой-то степени сохранено единство образовательного пространства на территории бывшего Советского Союза. С 1992-93 учебного года проводится пятый, заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, по итогам которого формируется национальная команда России для участия в Международной олимпиаде.

Следует отметить, что команда школьников России впервые выступила, на Международной олимпиаде в 1992 году, когда еще выступала сборная команда СНГ. В том году Международная математическая олимпиада проходила в Москве, и Россия, как правопреемница СССР, выставила свою национальную команду. Свои команды выставили и многие бывшие Советские республики, а именно, те, новые руководители которых сочли возможным приезд в Москву своих школьников.

Первое выступление нашей команды на международной арене можно считать успешным. Несмотря на то, что команда формировалась в спешном порядке, без подготовки и самой минимальной тренировки, и по существу была вторым составом команды Советского Союза, она заняла почетное место в десятке сильнейших команд мира. Первым руководителем команды школьников России на Международной математической олимпиаде был доцент кафедры высшей математики МФТИ Л.П. Купцов.

Часто спрашивают: какова судьба победителей и призеров олимпиад школьников по математике, физике и другим предметам? Много ли выдающихся математиков среди победителей математических олимпиад? И у многих, даже известных математиков, есть стандартный ответ: "Вот я дальше школьных, районных и, может быть, областных олимпиад никогда не поднимался, а вот видите ..." и т.д. Продолжение может быть разным, в зависимости от степени самооценки говорящего. Нам кажется, что в такой постановке вопроса и попыток ответа на него уже изначально кроется ошибка. Вообще говоря, ошибочно и прямолинейное понимание тезиса, чтоосновной целью математических олимпиад школьников является поиск и воспитание молодых математических талантов, которые в будущем станут выдающимися математиками, своими трудами обогатят математическую науку и прославят страну, школу и семью, взрастившие эти таланты. Даже педагоги, много сил отдавшие проведению всевозможных математических соревнований и олимпиад, педагоги от бога, при ответе на поставленный выше вопрос начинают серьезно перечислять выдающихся математиков, которые в детстве были победителями олимпиад. Да, почти все призеры математических олимпиад становятся профессиональными математиками или выбирают профессию, связанную с математикой. Однако не это самое главное.

Основная цель проведения математических олимпиад и других математических соревнований - пробудить интерес к математике у широкой массы учащихся. А это возможно только тогда, когда учащиеся и их родители увидят, что успехи в занятиях математикой общество замечает и поощряет, может быть, и не материально, но хотя бы морально. В этом плане особое значение имеет Всероссийская математическая олимпиада, которая проводится под патронажем государства в лице Министерства образования и на средства местных органов власти, в частности, и органов народного образования районов, городов, областей, краев и республик. Проведение каждого этапа Всероссийской олимпиады на должном уровне, как лакмусовая бумага, выявляет степень заинтересованности государственных органов в математическом, а следовательно, в техническом и естественнонаучном образовании подрастающего поколения .

Рассчитывать на спонсоров, особенно на наших российских, как показывает практика, не приходится. Они могут вкладывать деньги на проведение конкурсов типа "мисс чего-то", но с большой неохотой поддерживают такие мероприятия, как Всероссийская математическая олимпиада школьников.

К сожалению, к организации и проведению Математической олимпиады школьников не проявляет никакого интереса и такая государственная организация, как Российская академия образования, которой, казалось бы, по самой своей cyти следовало быть, наряду с Министерством образования, ведущей организацией как научно-методическом обеспечении Олимпиады, так и в проведении разных ее этапов. Все попытки привлечь РАО к Олимпиаде не находили и не находят никакого ответа.

Еще раз отметим, что почти все учащиеся, которые активно участвуют в математических соревнованиях, в будущем становятся или профессиональными математиками, или выбирают такие профессии, которые требуют хорошего знания математики. Естественно, что не все победители математических олимпиад становятся выдающимися математиками, но таких целей никто и не ставит. Выдающиеся математики рождаются в математической среде, в которой витает дух соревнования в постановке и решении интересных математических задач. Для создания такой среды на математических факультетах университетов возникают кружки и специальные семинары. С этой целью собираются математические конференции, симпозиумы, школы молодых ученых и т.д.

Основное значение Всероссийской математической олимпиады - не в выявлении победителей и не в успешном выступлении нашей команды на Международных Соревнованиях, а в ее массовости, создании той самой среды, в которой вырастут будущие ученые, инженеры и менеджеры.

В этом году прошла уже 26-я Всероссийская олимпиада школьников по математике. В связи с этим возникают естественные вопросы. Как же задумывалась эта Олимпиада? Какие организационные и методические принципы стали ее основой? Что и как менялось с течением времени? И, наконец, к чему же мы пришли?

Как уже отмечалось выше, Всероссийская олимпиада до 1992 года проводилась в четыре этапа: школьный, районный (или городской), областной (краевой или республиканский) и зональный, а с 1992-93 учебного года стал проводиться пятый заключительный этап.

Первый, школьный, этап олимпиады является самым массовым, в нем может участвовать каждый ученик школы. Вся организационная и методическая работа по его проведению обеспечивается педагогами школы. Важность этого этапа трудно переоценить. Согласно Положению об олимпиаде, школьные олимпиады - это первый Этап Всероссийской олимпиады, которая курируется самим Министерством, поэтому к ним было достаточно серьезное отношение как со стороны администрации школы, так и со стороны вышестоящего руководства: районного, городско;областного.

Второй, районный или городской, этап Олимпиады проводится силами районных или городских отделов народного образования и соответствующих методических объединений педагогов. На местах создаются организационные комитеты, методические комиссии и жюри олимпиады. Методические комиссии составляют конкурсные задания, а оргкомитеты определяют время и место проведения олимпиады, устанавливают нормы представительства от каждой школы, в частности, формируют список специально приглашаемых учащихся, учитывая, например, их успешное выступление на Олимпиаде в предыдущие годы.

Если на первом и втором этапах количество участников, вообще говоря, строго не регламентируется, то в третьем и последующем этапах, по необходимости, могут участвовать все желающие. В основном, ограничения возникают из-за финансовых и материальных трудностей, возможностей расселения и, наконец, возможностей формирования квалифицированного жюри в данном регионе.

В последнее время некоторые родители и школы, сами или с помощью спонсоров, готовы оплатить расходы за участие своих детей в Олимпиаде, но это не снимает всех трудностей, а самое главное, легализация таких участников порождает социальное неравенство: эти учащиеся участвуют только потому, что за них смогли заплатить, а у других, которые, возможно, более достойны, нет таких возможностей

Третий этап - областной, краевой или республиканский -- это олимпиады, как сейчас говорят, субъектов Российской федерации. Для этого этапа конкурсные задания готовит Методическая комиссия Центрального оргкомитета, Согласно Положению об олимпиаде, местные оргкомитеты и методические комиссии в предложенных заданиях могут заменить одну или две задачи. Как показывает практика, в основном учащиеся выполняют задания, присланные из Центрального оргкомитета, лишь в некоторых регионах делают замены: в одних наиболее трудные задачи заменяют на более легкие, а в других наоборот - все зависит от местных условий. Однако основная часть заданий остается единой на всей территории России, что обеспечивает саму возможность сравнения результатов по регионам при подведении итогов третьего этапа Олимпиады. Такое сравнение важно и для Министерства, и для местных .органов образования, а анализ результатов существенно влияет на работу Методической комиссий Центрального оргкомитета.

Третий этап Олимпиады принимает черты спортивных соревнований, так как по его результатам из победителей и призеров формируются команды областей, краев и республик для участия в зональном этапе. Следует отметить, что, согласно Положению, в зональном этапе принимают участие лишь ученики старших классов, начиная с восьмого однако не является редкостью, когда ученики 8-х и даже 7-х классов выступают по программе 9-х или 10-х классов и занимают призовые места.

В организации и проведении третьего Этапа Олимпиады, кроме органов народного образования, принимают участие средние специальные и высшие учебные заведения региона. В оргкомитеты входят руководители университетов и институтов, представители общественности и средств массовой информации, а жюри формируются из ведущих педагогов, а также преподавателей, аспирантов и студентов вузов. В идеале, областная олимпиада должна стать местом подведения итогов внеклассной работы по математике и в некотором смысле ежегодным симпозиумом педагогов и преподавателей вузов, на котором они обмениваются своим опытом работы по привлечению учащихся к занятиям математикой, а также обновляют свои запасы интересных задач и методов их решения.

В четвертом, зональном, этапе Всероссийской олимпиады участвуют команды субъектов Российской Федерации данной зоны, и таких зон четыре: Северо-Западная, Центральная, Юго-Западная, Сибири и Дальнего Востока. Места проведения этого этапа могут меняться, они выбираются Министерством образования РФ по согласованию с руководством области (края или республики) и утверждаются Центральным оргкомитетом Олимпиады. Все задания для четвертого этапа готовит Методическая комиссия, о ее составе и работе будет рассказано ниже.

До распада Советского Союза Всероссийская олимпиада школьников по математике не имела заключительного этапа. На Всесоюзной олимпиаде Российская федерация обычно была представлена шестью командами: четырьмя зональными командами и командами Москвы и Ленинграда. В то время никого не удивляло такое положение: так как Россия была самой большой и по территории, и среди населения республик СССР, а так как по Конституции СССР все люди, независимо от национальной принадлежности и места проживания, имели равные права, то такое представительство России на Всесоюзной олимпиаде было естественным. С 1993 года, после распада Советского Союза, стал проводиться пятый, заключительный, этап. Однако с началом известных экономических реформ на повестку дня был поставлен вопрос о самом существовании Всероссийской олимпиады школьников. Стали говорить, что из-за финансовых трудностей следует ограничиться лишь заключительным туром, не проводить зональные этапы, а проведение областных полностью отдать на усмотрение местных администраций. Группа энтузиастов, среди который в первую очередь следует назвать С.В. Резниченко, И.С. Рубанова, С.Е. Рукшина, И.В.Федоренко и. В.Ю. Калашникова, проявила настойчивость и провела большую работу по сохранению всех этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике (а заодно по физике, по химии). И.В. Федоренко, В.Ю. Калашников и автор этих строк, после нескольких затяжных бесед, убедили работников Министерства, что третий, областной этап Олимпиады должен оставаться под контролем Министерства, в частности, конкурсные задания должны составляться Методической комиссией Центрального оргкомитета. Такое решение для Министерства было достаточно трудным, так как в это время в полную силу бушевал процесс суверенизации. Надо отдать должное и членам Методической комиссии, которые, как и раньше, согласились поработать на общественных началах, т.е. без оплаты, хотя уже вступали в свои права так называемые рыночные отношения.

Следует отметить, что областные олимпиады и раньше проводились за счет местных бюджетов, а вот зональный этап олимпиады во многом финансировался централизованно, за счет Министерства просвещения. К моменту "пapaда суверенизации" Министерство уже не имело средств для финансирования зонального этапа, и поэтому его руководство заявляло, что оно не имеет права на проведение и контроль этого этапа. Однако в Министерстве еще остались руководители, которые понимали, что нельзя все разваливать, и среди них следует назвать зам. министра В.Д. Шадрикова и начальника Главного управления М.Р. Леонтьеву. На места из Министерства были направлены письма с просьбой изыскать необходимые средства для проведения четвертого .этапа Олимпиады, а Методическая комиссия к тому времени уже нашла смельчаков, которые дали согласие на проведение этого этапа без центрального финансирования и без убедительных гарантий, что за всех участников будет кем-то и как-то уплачено. Следует особо назвать те организации и тех руководителей, которые поддержали Всероссийскую олимпиаду школьников в трудный период. Это - Московский физико-технический институт (председатель оргкомитета - ректор, член.-корр. АН СССР Н.В. Карлов), Департамент образования Ростова-на-Дону (председатель оргкомитета - руководитель отдела Департамента образования Ростовской области В.Ю. Калашников), Департамент образования Кировской области (председатель жюри и один из организаторов - заведующий кафедрой геометрии Вятского педагогического университета доцент И.С. Рубанов), Институт математики Сибирского отделения Российской академии наук (председатель оргкомитета - ведущий научный сотрудник СО РАН профессор B,Д.Мазуров).

Заключительный этап Всероссийской, математической олимпиады впервые был проведен в Краснодарском крае (город Анапа). Основным организатором и председателем оргкомитета впервые проведенного финала Всероссийской олимпиады был заместитель начальника Департамента образования доцент, И.В. Федоренко. В результате, благодаря настойчивости и энергии членов Методической комиссии, энтузиастов в регионах и существенной поддержке работников Министерства, первый опыт проведения Всероссийской олимпиады в таком режиме оказался удачным. И вот в нынешнем году прошла юбилейная 26-ая Всероссийская математическая олимпиада школьников, в том числе уже восьмая, когда проводится пятый, заключительный, этап, по результатам которого формируется национальная команда Российской Федерации для участия в Международной математической олимпиаде школьников. Последние шесть лет основным организатором работы Методической комиссии и центром подготовки национальной команды школьников выступает Московский физико-технический институт (государственный университет).

Следует особо остановиться на принципах формирования, и работы Методической комиссии Всероссийской математической олимпиады школьников, на основе которой затем формируется Жюри заключительного этапа Олимпиады и которая вместе с Жюри является высшим органом Олимпиады.

Составы Методической комиссии и Жюри обсуждаются на заседаниях Центрального оргкомитета и ежегодно утверждаются приказами Министерства образования.

С 1976 года Методическую комиссию Всероссийской математической олимпиады возглавляет профессор МФТИ Г.Н. Яковлев, а его заместителями в разные годы были профессор МГУ М.К. Потапов, доцент МФТИ Л.П. Купцов, доцент MГУ В.В. Вавилов, профессор НГУ В.Д. Мазуров, профессор МПГУ А.А. Фомин, доцент МФТИ С.В. Резниченко. В настоящее время заместителем председателя Методической комиссии и руководителем команды России является доцент МФТИ Н.Х. Агаханов.

В состав Методической комиссии входят преподаватели, аспиранты и студенты вузов, сотрудники научных учреждений из многих регионов Российской федерации. В этом году в состав жюри заключительного этапа входили 7 человек из Москвы (это преподаватели, аспиранты и студенты МГУ, сотрудник ДНТТМ), 5 - из Санкт-Петербурга, 4 - из Московской области (из МФТИ), по 2 - из Ярославля и Калуги, по 1 - из Кирова, Новосибирска, Иванова, Н.Новгорода, Краснодара, Майкопа. Многие из них в разные годы сами были победителями и призерами Всероссийской, Всесоюзной и Международной математических олимпиад (ММО), а некоторые подготовили по одному и более победителей и призеров ММО. Например, С.Е. Рукшин из С.-Петербурга подготовил более десяти победителей ММО. С каждым годом представительство регионов в Методической комиссии расширяется, и это радует, так как это означает, что появляются новые центры активной работы с математически одаренными учащимися.

С течением времени состав Методической комиссии претерпевает естественные изменения: по разным причинам кто-то уходит, а кто-то приходит. Радует, что в работе Методической комиссии активное участие принимают студенты и аспиранты математических факультетов МГУ, СпбГУ, МФТИ.

Ежегодно проводится несколько сборов Методической комиссии в расширенном составе, с привлечением новых потенциальных членов. В октябре обсуждаются и готовятся конкурсные задания для третьего, областного этапа олимпиады, который проводится в январе следующего года. В январе готовятся конкурсные задания для четвертого, зонального, этапа; а перед заключительным этапом Методическая комиссия готовит задания для этого этапа. Все задания должны быть оригинальными, интересными и не выходящими за пределы школьной программы.

Для соблюдения некоторого единства требований (а иногда, к сожалению, даже для правильной и объективной оценки работ школьников) до "перестройки" во многие области Министерство посылало представителей Центрального оргкомитета и Методической комиссии. В. последнее время из-за финансовых трудностей такая практика прекратилась. Однако во все жюри зонального этапа до сих пор входит, как правило, по несколько членов Методической комиссии.

Из вышесказанного следует, что Методическая комиссия в течение всего года проводит большую организационную и методическую работу. Для такой работы, кроме знаний и организационных умений, необходима еще, как минимум, огромная вера в ее полезность, так как критических выступлений по поводу Олимпиады предостаточно. Одни говорят о ее ненужности и даже вредности, другие утверждают, что ее проводят не те и не так, а третьи предлагают Российскую олимпиаду школьников проводить в рамках Соросовской олимпиады. Критика нужна и полезна, она позволяет выявить недостатки и найти пути их исправления, однако с полным отрицанием полезности Олимпиады и с предложением замены национальной олимпиады на Соросовскую трудно согласиться.

При всех издержках престиж Всероссийской математической олимпиады школьников достаточно высок. Принять участие и стать призером областного, зонального и заключительного этапов Олимпиады считается почетным и важным для учеников, а их успех на этих этапах - предмет гордости учителей и родителей. На фоне господства принципа "А что я c этого буду иметь?" такое отношение к математическим олимпиадам школьников является удивительным. Следует, правда, отметить, что, в целом, и в мире престиж математических олимпиад очень высок. Уже свыше 80-ти стран ежегодно посылают свои команды для участия в Международной олимпиаде, а за право стать страной организатором Олимпиады становятся в многолетнюю очередь.

О победителях и призерах Олимпиады во многих странах пишут в газетах и говорят по радио, их показывают по телевидению, в их честь первые лица государств устраивают приемы В полной мере у нас в России этого пока не наблюдается, но какие-то сдвиги уже имеются. В некоторых регионах победители и призеры областного, зонального и заключительного этапов Всероссийской математической олимпиады школьников были отмечены почетными стипендиями. Будем надеяться, что такое отношение к нашим одаренным детям будет повсеместным и постоянным. Следует отметить, что заключительные этапы трех последних Всероссийских математических олимпиад в Ярославле, Майкопе и Казани проходили под патронажем высших руководителей эти регионов.

Несмотря на все трудности, в этом году в Казань приехали 179 школьников почти из всех регионов России, причем, приехали не просто поучаствовать, но и побеждатъ. Об этом достаточно красноречиво говорит география распределения обладателей дипломов 1-ой, 2-ой и 3-ей степени.

В настоящее время ведущие позиции по работе со школьниками наряду с Санкт-Петербургом, Ярославлем, Нижним Новгородом и Московской областью вышли Ростовская область, Киров, Краснодар, Челябинск, Омск.

Распределение дипломов среди территорий России

область I II III количество участников
1. Санкт-Петербург 2 4 10 25
2. Ростовская обл. 1 2 0 4
3. Московская обл. 1 0 2 5
4. Омская обл. 1 0 2 5
5. Кировская обл. 1 0 1 8
6. Мурманская обл. 1 0 0 1
7. Ярославская обл. 0 4 3 9
8. Нижегородская обл. 0 4 2 8
9. Москва 0 3 6 29
10. Краснодарский край 0 2 2 14
11. Татарстан 0 2 1 5
12. Удмуртия 0 2 1 7
13. Калужская обл. 0 2 0 2
14. Челябинская обл. 0 1 2 5
15. Башкортостан 0 1 0 3
16. Кемеровская обл. 0 0 2 2
17. Ивановская обл. 0 0 1 4
18. Вологодская обл. 0 0 1 2
19. Республика Саха 0 0 1 4

Распределение дипломов по зонам

зона I II III количество участников
1. Северо-Западная 2 10 9 34
2. Санкт-Петербург 2 4 10 25
3. Центральная 1 6 5 37
4. Юго-Западная 1 4 2 27
5. Сибирь и Дальний Восток 1 0 5 27
6. Москва 0 3 6 29

Состав жюри XXVI Всероссийской олимпиады школьников по математике

Яковлев Геннадий Николаевич - председатель Методического Совета Всероссийской математической олимпиады школьников , профессор Московского физико-технического института (МФТИ), член-корреспондент Российской Академии образования

Агаханов Назар Хангельдыевич - зам.председателя Методического Совета Всероссийской математической олимпиады школьников, доцент МФТИ - куратор 11 класса Смуров Михаил Васильевич - доцент Московского государственного университета (МГУ) - куратор 10 класса Терёшин Дмитрий Александрович - старший преподаватель МФТИ - куратор 9 класса Белов Алексей Яковлевич - сотрудник ДНТТМ, г.Москва Берлов Сергей Львович - преподаватель ФМЛ 239 , г.С.-Петербург Богданов Илья Игоревич - студент МГУ Голованов Александр Сергеевич - сотрудник Петербургского Центра математического образования Дольников Владимир Леонидович - доцент Ярославского государственного университета Емельянов Лев Александрович - старший преподаватель Калужского государственного педагогического университета (КГПУ) Изместьев Иван Вениаминович- аспирант МГУ Карасёв Роман Николаевич - студент МФТИ Карпов Дмитрий Валерьевич - младший научный сотрудник Петербургского отделения математического института РАН (ПОМИ РАН) Кожевников Павел Александрович - аспирант МГУ Кузнецов Дмитрий Юрьевич - педагог дополнительного образования, г.Н.Новгород Мусин Олег Рустумович - доцент МГУ Подлипский Олег Константинович - студент МФТИ Рубанов Игорь Соломонович - заведующий кафедрой геометрии Вятского государственного педагогического университета Скопенков Аркадий Борисович - преподаватель СУНЦ МГУ Сонкин Марк Григорьевич - доцент, заведующий кафедрой математического анализа КГПУ Сосыка Евгений Анатольевич - сотрудник ГИНМЦ, г.Краснодар Токарев Сергей Иванович - старший преподаватель Ивановского государственного энергетического университета Фон-Дер-Флаасс Дмитрий Германович - старший научный сотрудник Института математики СО АН РФ, г.Новосибирск Храбров Александр Игоревич - аспирант С.-Петербуржского государственного университета Челноков Григорий Ривенович - сотрудник АОЗТ Тригриф-Бюро, г.Москва Черепанов Евгений Анатольевич - студент МГУ
searchПоиск
foldersРазделы сайта
Rambler's Top100Rambler's Top100
©2000-2012 Московский физико-технический институт (государственный университет)
Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр".  При создании сервера использованы АРП-технологии.
С разработчиками можно связаться, написав сообщение на форум.
Arp.site